Десятый урок

НАЧАЛО МИССИИ

Наконец наступил указанный момент появления, предсказанный предыдущими Пророками и их последователями. В возрасте сорока лет, осиротевший сын Абдуллы получил высокое положение посланника. Именно его, как посланника, выдвинуло время, ибо для такой огромной, великой ответственности мог быть избран человек с качествами и добродетелями, которыми обладал именно он. Только в человеке, с такой отважной душой, могла реализоваться квинтэссенция сущего, так как жизнь Мухаммада, мир ему, готовила его к тому, чтобы он взял на себя бремя пророчества. Если бы он не был полностью готов принять на себя ту священную и судьбоносную ответственность, в мире не нашлось бы никого другого, способного осуществить Божественную миссию во всей полноте. Только Мухаммад, мир ему, был именно тем человеком, кто мог утолить жажду, которую испытывал весь мир.

Во время богослужения в углу пещеры Хира, глубокой ночью, Пророк, никогда не учившийся и никогда не посещавший школу, внезапно был потрясен обращением "О Мухаммад!", и затем последовало указание повторять ниспослание, что и было началом откровения.

Волна Божественного сияния проникла в душу Пророка, потрясла и смутила его покой.

Неведомое сияние озарило и объяло его, осветило все его черты, порождая неизведанную и блистательную жизнь во мраке ночи. Затем с мучительным смятением в сердце и тяжелейшей, немыслимой ответственностью на плечах, он вышел из пещеры Хира, и ему предназначалось стать учителем всего человечества и вести его на долгом пути вперед.

Что за сила беспокоит его, несмотря на безграничное терпение, заставляет тревожиться, несмотря на его уверенное спокойствие, погружает все его существо в мучительные сомнения. С этого времени посланник откровения неоднократно являлся ему, декламировал изумительные стихи, и не сходные ни по содержанию, ни по стилю, ни со словами Пророка, красноречивые сами по себе, ни с общепринятой прозой или поэзией времени.

Хотя арабы Эпохи Невежества не умели ни читать, ни писать, не имели летописцев, философов и ученых, они были известны своей поэзией и искусством красноречия (ораторским искусством). Пророк, однако, никогда не участвовал, до начала своей миссии, в развитии искусства поэзии и красноречия.

Его поведение и строки Корана свидетельствуют, что он не шел на компромисс при исполнении миссии. Он передавал послание ясно и недвусмысленно, даже если они противоречили вере и наклонностям людей, или его будущим интересам. Он во всеуслышанье заявлял злу, невежеству, людям, вырождающимся и развращенным из-за поклонения идолам, ими самими воздвигнутым, об откровении, полученном им, убеждал их в том, что их душа найдет спасение в поклонении Одному Единому Богу.

То было новое знамение, появившееся в определенное время жизни Пророка и заставило его заняться неожиданным видом деятельности - чудотворным откровением, небесным даром, ниспосланным ему, как самому великому и достойному из людей. До этого, никогда раньше за ним не наблюдалось каких бы то ни было усилий и склонностей, которые возвестили в нем появление человека, призванного столь блестяще изменить и совершенствовать весь мир.

Ничто иное, как откровение, послужило причиной огромного воздействия на Мухаммада, оно превратило тихого и задумчивого человека в источник вечно живой энергии, дало ему силы совершенствовать человечество в глубине арабской Эпохи Невежества. Это был призыв, проникающий в самые глубины человеческих душ, растворяющий в них косность и направляющий все стремления их на совершенство.

Откровение раскрыло суть лжи и фальши, критериев, которыми человечество измеряло доброту и считало их единственным средством оценки человеческих слабостей и привычек, фактически обрядив ложь в покровы истины. Это привнесло новые и ясные критерии, показывающие людям цели, к которым они должны стремиться, и внесло созидательное начало в их жизнь. Занавес невежества и молчания был разорван, сила человека - направлена на созидание, мощь его мысли возросла, а его душа вознеслась еще выше к безграничным вершинам бытия.

Народ, низко павший в своем невежестве, готовый разорвать на части любого из-за незначительного и потерявший добродетель из-за поработителей, теперь благодаря свету Ислама и его принципу единичности Бога - истинной опоре человечеству и разрушителю идолов, стал высоко духовным и самоотверженным, что с радостью жертвует как своей жизнью, так и могуществом. Замечательные рассказы о самопожертвовании со стороны ранних мусульман всегда будут примерами истинного благородства.

Пророк Ислама имел видение и веру наставника человечества, но он начал провозглашать монотеизм через Божественные послания в относительно узком кругу, внутри родов и племен, где обычаи и обряды имели огромное влияние на сознание людей, а идолы считались наиболее священными и почитаемыми. Это было общество, которое никоим образом не было готово понять единство Всевышнего.

Небесное учение Ислама и высокая культура превосходили интеллектуальный уровень не только общества идолопоклонничества арабов, но и других религиозных доктрин и их культуры той эпохи.

Программа преобразования системы мышления и культуры, подвергавшейся разложению, была установлена человеком, который никогда не учился, был неграмотный и ничего не знал о религиозных книгах и о цивилизации своей эпохи.

Сперва он призвал своих родных поклоняться Создателю, затем народ Мекки и Аравийского полуострова и наконец объявил всему миру свою миссию как Последнего Пророка.

Али Ибн Абу Талиб, мир ему, был первым человеком, принявшим эту религию, а жена Пророка, Хадиджа, - первой женщиной, поверившей в его великую миссию. Постепенно и другие объявили о своем принятии новой веры.

Али, мир ему, говорил: "Однажды Пророк созвал своих родных и обратился к ним со следующим: "Дети Абдаль Мутталиба! Я приношу вам нечто более превосходное, чем когда-либо принесенное вам арабами. Я дарю вам средство вашего спасения в этом мире и в будущем, ибо по Указанию Бога, которому я призываю вас подчиниться, кто из вас поможет мне, будет моим братом, моим преемником и моим наследником".

Все оставались безмолвны, кроме меня, кто был моложе всех, и я сказал: "О Посланник Бога! Я помогу тебе!" Мухаммад, мир ему, сказал затем: "Это мой брат, мой преемник и мой наследник среди вас, слушайте эти слова и примите их!"

Так, с невероятной силой управления и зрелого политического чувства, Пророк начал перестраивать людей, концентрируясь на их внутреннем совершенстве. Он старался внушить людям монотеизм, привлекая внимание к таинству сотворения и знакомя их с бесконечностью вселенной.

Пророк был рожден в среде, где люди жили ограниченно из-за своей близорукости и племенного мышления, где привилегии основывались на социальной несправедливости и предрассудках. Теперь же он выявил и отмел все ложные привилегии. Пророк установил новые ценности и отношения, основанные на регулировании сводами правил и законов, и стремился концентрировать все цели и идеи человека на освобождении народов от рабства и избавлении их от угнетения и тирании императоров и королей. Даже не верующие в небесное происхождение этих великих целей согласятся с тем, что они являются наиболее возвышенными и входят уже в известные ценности истории человечества.

Три года пророчества Пророка оставались скрытыми от людей. Он распространял Ислам тайно. В течение тринадцати лет, когда Он сосредоточил свою миссию в Мекке, лидеры политеизма, хорошо понимающие серьезность своего положения, с упорной враждебностью Эпохи Невежества сопротивлялись ему, делали все возможное, чтобы оберегать свои верования, обычаи и заглушить освобождающий голос Ислама. Они обращались очень жестоко со всеми, кто принял Ислам. Тех беззащитных, чьим преступлением было принятие Ислама, заковав, оставляли голодными и без воды под палящим солнцем Мекки. Чтобы заставить их отречься от религии Мухаммада, на их грудь ставили тяжелые камни. Ясир и Самайа, эти герои, подвергались самому варварскому обращению со стороны мучителей и ежедневно терпели тяжесть камней, которые курайши клали на их грудь под безжалостными лучами солнца. То были первые мученики Ислама: муж умер от пыток, а жена была замучена Абу Джалом.

Применяя эти методы, идолопоклонники хотели задушить Ислам в колыбели. Это была борьба за жизнь, ибо при победе Ислама они потеряли бы навсегда свою независимость и привилегии. Зависть также играла немаловажную роль в усилении враждебности по отношению к Исламу.

Продолжающиеся изнурительные преследования превратили город Мекку в тюрьму и место мучения беззащитных мусульман. Идолопоклонники запретили даже слушание строк из Корана и назначили людей, которые встречали приходящие в город караваны и предостерегали их от контактов с мусульманами. Из-за жестоких преследований курайшов ряд мусульман решили покинуть Мекку и уехать в Эфиопию, чтобы найти там спасение от неверующих и свободно исповедовать свою религию и поклоняться Единому Богу, не испытывая страха.

Даже после этого противники Ислама не перестали преследовать их. курайши отправили двух посланников правителю Эфиопии, чтобы уговорить его вернуть назад мусульман. Но правитель встретил приехавших мусульман гостеприимно и защитил их; таким образом, они могли осуществлять свои религиозные обязанности на свободной земле Эфиопии. Когда посланники курайша преподнесли дары императору с целью добиться возвращения беженцев назад в Мекку, он ответил, что, так как они из всех правителей выбрали именно его в поисках спасения, он не может выгнать их без предварительного ознакомления с ними.

Когда представитель беженцев Джафар Ибн Аби Талиб говорил об отношении мусульман к Иисусу, мир ему, то это произвело большое впечатление на императора, и он сказал: "Я клянусь Богом, поистине Иисусу отведено мусульманами достойное ему место."

Хотя слова императора не понравились его продажным министрам, он похвалил веру мусульман и дал им полную свободу, вернув им на пользу дары, преподнесенные посланниками курайшов. Он сказал, что когда Господь наградил властью, то Господь ничего не просил взамен, и что по этой причине было бы неверно, чтобы он воспользовался этими дарами.

И так свет восторжествовал над мраком, и силы язычества и невежества отступили в отчаянии.

ТАКТИКА ВРАГА

Враги Ислама, увидев, что их власть рушится, столкнувшись с новыми законами монотеизма, осознали, что Ислам сокрушает всех их идолов, как материальных, так и духовных - как топор рубит дерево, прибегли сперва к угрозам. Когда они увидели, что угрозы бесполезны, то попытались обещаниями и привилегиями свернуть Пророка с того пути, на который он встал. Но эти усилия также оказались бесполезными, так как Он с отвращением отверг все обещания власти и богатства с твердостью, присущей провозвестнику Божьей миссии. Он заявил: "Клянусь Богом, что если даже вы положите солнце на мою правую руку, а луну - на левую, Я никогда не прекращу свою миссию, пока религия Господа не покорит весь мир или же я умру, проповедуя эту веру".

Якуби пишет следующее: "курайши сказали Абу Талибу, что его племянник очернил их богов, обвинял их в безумии и их предков в заблуждениях. Они просили его сказать Пророку, что отдадут ему все свое богатство, если он прекратит свою проповедь. Мухаммад, мир ему, ответил: "Господь превознес меня как Пророка не для того, чтобы я мог собрать все богатство в этом мире, а скорее для того, чтобы я передал Его послание человечеству и призвал людей к Нему".

Затем противники изменили свою тактику еще раз и пытались использовать любое мыслимое оружие против этого движения, чтобы разрушить новостроящееся здание Ислама.

Старые враги объединялись, чтобы уничтожить Пророка. Чтобы потушить огонь ненависти в своих сердцах и нейтрализовать его призывы, они пытались очернить честное имя Пророка и запятнать его репутацию.

Повсеместно они провозглашали его волшебником, колдуном, сумасшедшим, поэтом и пытались поднять силы невежества против него. Это была все та же сатанинская стратегия, всегда используемая врагами истины для того, чтобы подрывать авторитет и побеждать великих людей.

Коран доказывает, что подобная стратегия не была разработана специально для эпохи Пророка Ислама: "И не устраивайте с Аллахом другого Бога: я для вас от Него увещатель явный. Так ведь и к тем, кто был перед ними, не приходил посланник без того, чтобы они не сказали: " Колдун или одержимый!" Завещали ли они это одни другим? Нет, они -народ, вышедший за пределы!" (5 1: 52-53).

Пророк однако всегда воздерживался от чувства гнева к своим врагам. Хотя их фанатичное предубеждение, близорукость, слепой традиционализм и клевета намного увеличивали трудности на пути Пророка, но они никогда не вызывали в нем гнева. Наоборот, он всегда искал возможности приобщить их к истине посредством духовного наставления.

Ни давление, ни обещания, ни лишения, ни трудности, ни распространение хитрых и безосновательных обвинений не принесли результатов и не смогли поколебать решимость Пророка. Безоговорочная логика Корана и его отдающаяся эхом мелодия была настолько глубока и возвышенна, что не могла не воздействовать на любого, кто слушал его, она либо пленяла, либо изменяла их. Даже враги иногда были вынуждены принять эту истину.

Табарси пишет в своем комментарии к Корану: "Когда Валид, знаменитый арабский мудрец, услышал Пророка, читающего строки Суры Фуссилат, он был глубоко потрясен. Бану Махзум собрались вокруг него, и он описал им Коран следующим образом: "Он обладает характерным очарованием и уникальной красотой, его ветки полны плодами, а корни благословенны. Он является возвышенной формой речи, выше, чем все другие". Так он говорил и шел своим путем, и курайши подумали, что он принял религию Мухаммада, да будет мир ему".

Хотя Пророк обладал огромным терпением, он порой огорчался неправильным поведением людей. Он замыкался до тех пор, пока призыв Бога не возвращал его назад к важной и серьезной миссии, ибо непозволительно остановиться в своем стремлении, поставленном перед ним, хоть на одно мгновенье, он должен избегать всякого отдыха и отступления (см. 74:1-4).

Один из главных факторов, позволяющих Пророкам преуспеть в движении, на которое они направлены, - стойкость, бесконечная выдержка и терпение. Коран говорит об этом так: "И Исмаила, и Идриса и Зу-л-кифла ... Все из терпеливых" (21:85).

Все посланники Бога терпели трудности и страдания, когда сталкивались с отрицанием и отказом, но они оставались стойкими до тех пор, пока помощь Господа обеспечивала им победу.