Второй урок

КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Рассмотрим мышление как элемент, присущий человеку, и относительно высокий уровень мышления, которого человечество постепенно достигло от начала существования человека на земле. Изучим также возможности и предел знаний, ïðîáëåìы и трудности, с которыми человек сталкивается. Несмотря на все свои способности и возможности, в состоянии ли он когда-либо продвигаться по прямому пути ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ, полясь только на собственный разум? Может ли он оградить себя от всех осложнений и упадка, или положить конец тому беспорядку, который сопутствует его существованию? Может ли он посадить росток добродетели и áëàãочестия в почву своего существования, самостоятельно не вовлекая учителей, посланных небом? Может ли он без посторонней помощи реализовать свой талант и способности, которые заложены в нем? Если до сих пор он был не в состоянии делать что-либо из этого, осуществить любую из идей, конечно, и не сможет делать этого в будущем.

Хотя некоторые из этих способностей могут развиться в будущем, мы должны также принять во внимание то, что трудности и ïðîáëåìы, с которыми он сталкивается, также увеличатся и усложнятся, так же, как наши сегодняшние ïðîáëåìы сложнее, тех, с которыми человек сталкивался в прошлом.

Помимо этого, сфера умственных возможностей человека ограниченна, и хотя освещается светом знаний и учения, А все, что ïðîèñõîäèò за этим, скрыто вуалью неясности и тьмы и лежит за гранью понимания нашего разума? Напротив, значительная часть учения посланников Божьих, абсолютно точно связанная с реалиями, о которых мы несведущи и не подозреваем, состоит из разъяснения правды, которая находится вне сферы внешнего восприятия.

Чтобы узнать как можно больше о происхождении всего бытия, об обязанностях человека и других реалиях, нам необходим учитель и проводник - посланник Бога, который направит нас к совершенству, осмыслению мироздания учением ясным и исчерпывающим. Это возможно только через откровение и учения Пророков, напрямую связанных с источником мироздания и свет знания которых воспламенен от вечного источника Его неограниченного знания.

Другая часть учения Пророков обращена на устроение и относится к изменениям нашего состояния и на исправление ошибок, которые мы совершаем. Всякий раз, когда познаваемое нами понято ошибочно или с çàáëóæäåíием, можно исправить ошибку и заполнить недостаток знания, обращаясь за помощью к Пророку, словно мы можем пройти путь, который никогда не пересекли бы без помощи этих проводников.

Так мы приходим к пониманию важности значения миссии Пророков, их служения людям для того, чтобы вести их к вершинам триумфа и совершенства.

Мы знаем, что человек достигает и развивает свои знания постепенно. Если наука хочет представить человеку принципы его развития, то сперва надо познакомить его со всеми внешними и внутренними таинствами, которые человек должен видеть и познать все свои различные потребности. По мнению всех современных мыслителей, которые считаются знатоками в îáëàñòи образования, социологии и политики, любой замысел или любая идеология, которая не в состоянии принять во внимание основную, первоначальную природу человека, обречены быть бесплодными и ничего не стоящими.

Установление законов зависит не только от совершенства знаний всех параметров существования человека, но также от знания других существ, с которыми человек имеет дело. Для этого также нужно знание общества и его сложных связей. Более того, законодатель должен быть полностью лишен таких недостатков, как амбиция, эгоизм, личные склонности и желания, которые ведут к осложнениям и препятствуют приобретению совершенных знаний. Именно факторы и помехи, подобные этим, приводят к различному пониманию и оценки добра и зла, определению и осуществлению правосудия.

Возможно ли лечить больного человека, не поставив диагноз его болезни? Установление законов для человека без понимания его сущности и дальнейшее пребывание в таком çàáëóæäåíии подобно лечению пациента без знания причины его болезни.

По причине того, что ни одно из мировоззрений не преуспело в определении человеческой сущности, любая попытка в îáëàñòи законодательства обречена на неудачу и поражение. Несмотря на все усилия, разгадать секреты существования человека, являющегося лишь одной маленькой единицей среди бесчисленных и разнообразных существ в пределах вселенной, и, несмотря на все исследования, осуществленные научными обществами с их точными и сложными приборами, можно ли сомневатüся, что существуют бесчисленные вершины в духовном и внутреннем мире человека, о которых мы не имеем даже представления? Возможно, что человек знал много научных и технических фактов и был бы в совершенном неведении относительно знания пределов и природы своего существования. В таком случае приобретенные знания его равны нулю по сравнению с этим неведением. Ограниченные способности восприятия порождают множество различных форм невежества, что отвращает человека от многих истин и уводит его от реальности.

Если бы все неясные моменты материальной стороны жизни человека были бы освещены, то научные исследования, проведенные во всем мире учеными, были бы напрасными. Французский ученый А. Карель говорит:

"Сколько бы мы ни пытались, наш разум не способен воспринять эти механизмы. Все, что мы знаем, это то, что взаимодействие частей нашего тела сложнее и точнее, чем у тысячи сложных машин, управляемых самыми высококвалифицированными инженерами. Если вы не воспримете наше мнение как унижение и оñêîðáëåíие, то мы скажем, что все врачи и специалисты, преуспевшие в своей îáëàñòи, убеждены в том, что знания, приîбретенные ими до сегодняшнего дня, ничтожны и недостаточны, по сравнению с тем, что нам нужно знать в будущем. Истина в том, что человек - это сложное, неисследованное, до конца непознанное целое, которое нелегко познать. Мы все еще испытываем несовершенство методов, позволяющих бы нам познать человека как в отдельных частях, так и в целом, а также его отношение с окружающей средой. Множество техники и точных наук было бы необходимо для такого обязательства, и каждая наука смогла бы изучать только одну часть сложной системы, какой является человек, выдав лишь частичный ðåçóëüòат, мы продвигаемся по этому пути лишь на столько, насколько технический прогресс позволяет нам, и суммарность отрывочных понятий, которые мы приобретаем, не обеспечивает нас познанием человеческой сущности в целом, и есть еще множество значительных и важных моментов, которые остаются невыясненными. Анатомия, физиология, химия, образование, история, экономия вместе со всеми своими отраслями не могут постичь сущность человека".

Признавая все удивительные движения души человека, без сомнения, глубокими и неограниченными как океан, а наши знания, касающиеся его, неизбежно поверхностными и незначительными, кто может утверждать, что открыл все способности и тонкости, заключенные в этом таинственном существе или знает о всех его способностях и степенях совершенства, открытых для него? Таким образом приходим к выводу, что мы имеем лишь частицу незначительных знаний, сопровождаемых сомнениями и колебаниями в сравнении с океаном невежества и незнания.

И сегодня наука сталкивается с ïðîáëåìой ограниченности сил человека с одной стороны, и безграничности мира и человека с другой; эта ïðîáëåìа вызывает как замешательство, так и смирение в науке. Фактически наука сама вооружила нас пониманием, что знания человека могут осветить только небольшую и незначительную часть мироздания.

Теперь давайте посмотрим, может ли наука и знание принять на себя миссию самостоятельного усовершенствования человека. Способен ли мир, который не может обеспечить точных знаний существования, который не знает, что такое человек с точки зрения тела и души, который не знает тайны общественных отношений, возникающих из духовных и телесных свойств, устанавливать законы для человека, отражающие знания и мудрость, учитывающие настоящие потребности человека в его различных проявлениях и обеспечивающие ему истинное счастье, отвечающие всем его нуждам и позволяющие ему идти по дороге, ведущей к истине? Так как мы не знаем, что мы хотим создать, и в каких целях и ради кого, имеем ли право мы говорить о перспективе и о программе? Система взглядов, претендующих на роль раскрытия всех возможностей человека, делает это, не ведая о сущности человека. Как могут они преуспеть в превращении человека в существо, заслуживающее этих усилий? Основная ïðîáëåìа человека сегодня — это не просто приобретение могущества, а скорее, каким из множества различных путей, лежащих перед ним, он последует. Множество научных понятий и принципов, единодушно принятых мыслителями прошлого, по истечении времени и в ðåçóëüòате прогресса показали свою несостоятельность и ошибочность.

Если мы рассмотрим историю законодательства народов мира, то увидим, что многие законы, явившиеся ðåçóëüòатом внимательного рассмотрения и продолжительного изучения со стороны выдающихся экспертов, значительных научных и интеллектуальных средств с течением времени и с появлением более точных исследований были признаны ошибочными.

Законы, общественная полезность которых вчера признавалась доказанной, сегодня становятся явно неподходящими и даже вредными. Вместо них появляются новые своды законов, которые в свою очередь будут исправлены и пересмотрены в соответствии с развитием науки и мировоззрения.

Естественно, это не означает, что все законы и декреты, созданные человеком, бесполезны и неверны. Дело в том, что ошибки и недостатки их обусловлены недостатками внутреннего содержания юридических систем, созданных человеком, не способных обеспечить различные нужды человека и передового общества. Многие ученые выражали по этому поводу ценные критические замечания, но их идеи и труды прямо или косвенно находились под влиянием учений Пророков.

Совершенно очевидно, что недостатки и несовершенства присущи всем системам в мире, созданным человеческими законами. Моральные и материальные недостатки приводят к разложению, которое убивает человека как личность. Несовершенство и незаконченность человеческих законов — достаточное доказательство этому.

Даже если люди приобретут знания основ развития человечества, наука и человеческая мысль не способны принять на себя ответственность за прогресс. Такая миссия ïðåäïîëàãàåò свободу от произвольных и случайных желаний и от чувства самодовольства, отвращающих человека от полной реализации им самого себя. Любовь человека к самому себе, преданность своим интересам, а также ко всему, что находится в связи с ним, так глубока, что в большом масштабе, сознательно или бессознательно, он смотрит на все вещи с точки зрения своих собственных интересов, самолюбие лишает его чувства реальности.

В экстремальной ситуации преследование своих интересов становится мощным и разрушительным фактором, уничтожающим нравственность. Состояние становится таким. что в каждое мгновение он готов нарушить этические нормы, ущемлять права других людей, чтобы заполучить все мыслимые и немыслимые áëàãà. Таким образом, нет гарантии, что человек в состоянии анализировать события беспристрастно и устанавливать надлежащие законы.

Действительно ли те, кто изучает человека, а затем индивидуально или коллективно устанавливает правовую систему, знакомы с ïðîáëåìой человека? Избежали ли они ловушки эгоизма, и являются ли их размышления объективными? Сознают ли они в действительности ïðîáëåìы групп и классов, отличных от себя и разбросанных по всему свету, как собственные, требующие решения? Полностью ли эти люди защишены законом от предвзятостей, прихотей и желаний, от насилия власти и влияния пристрастных и злых людей?

Задавая все эти вопросы, можно ли надеяться на то, что подобные основатели правовой системы будут признаны идеальными, положительными и единственно подходящими. И наконец, не самонадеянно ли предположить, что счастье человека в том, чтобы следовать и подчиняться таким сомнительным системам?

Итак, ïðåäïîëàãàåòся привести в порядок и равновесие все эти системы сообразно возможностям человека, его восприятию мира и выбору, которые находятся на более высоком уровне, чем человек. Как же тогда может быть логически верным то, что человек, ïðåäïîëàãàåìый объект этого процесса, должен быть предметом того же процесса? Человек, будучи объектом этого процесса, желает установить систему, которая принесет порядок и равновесие, но может ли он сам существовать в ограниченном пространстве, куда не проникли бы ошибки и отступления. Если это необходимо, то как этого достичь?

Простираются ли сознание и другие способности человека настолько, чтобы позволить ему взять на себя роль, которую он не заслужил, чтобы устанавливать законы и правила, охватывающие различные аспекты человека и упорядочивающие связи индивидуóма и общества, принимающие и разрешающие трудности как сиюминутные, так и будущие.

Несомненно, объективные реалии приводят нас к заключению, что человек не способен до конца познать свою сущность или суть вселенной, и в то же время противостоять запутанным, сложным и жизненным ïðîáëåìам, требующим решения.

Таким образом, несостоятельность науки и ее идей взять на себя эту миссию становится полностью очевидной. Даже если в один прекрасный день наука раскроет тайны человеческого бытия и снимет покровы со всех тех неразгаданных таинств, невозможно гарантировать достижения счастья, ибо известно, что человеку его природой предопределено жить под властью своекорыстия и личных желаний.

Другая ïðîáëåìа, возникающая в связи с законодательством касается разницы в уровне образования и культуры, превалирующей среди людей, которые принадлежат к различным слоям общества. Суждения, толкования и оценки существующих реальностей, а также национальные концепции и традиции и множество других понятий будут меняться в соответствии с образовательным, культурным и социальным положением, в котором вырос тот или иной человек. Даже мировоззрение одного и того же класса людей в обществе не одинаково; методы, которыми представители данного класса разрабатывают понятия и интерпретируют определенные слова и термины, могут совершенно отличаться друг от друга.

Представьте различные толкования таких слов, как мир, справедливость и равенство, и то, как эта интерпретация, проделанная каждым человеком или группой людей, соответствует его мировоззрению или мышлению. Обычные люди воспринимают эти истины ясно и по-человечески, а правители и руководители общества понимают данные термины и понятия, связанные с ними, совсем иначе.

Без сомнения, влияние окружающей среды на человека является важным фактором, способствующим несовершенству и несоответствию создаваемых человеком законов. Ученые-юристы и законодатели, находящиеся под влиянием идей и религий, доминирующих в их обществе, принимают де-факто любую информацию, получаемую от окружения. Когда они составляют законы, их мысли, сознательно или бессознательно, основываются на вере и на учениях, ими приобретенных или унаследованных. Специфическое состояние культуры общества лишает их чувства реальности и не позволяет воспринимать реалии, как они есть.

Его взгляды и позиции будут видоизменяться в ðåçóëüòате изменений событий и продвижения, имевших место в течение жизни. Как только человек наделяется властью, его поступки и пути свершения правосудия будут отличаться от тех, какими они были, когда он был обычным человеком, не наделенным властью. Соответственно обстоятельствам он будет смотреть на вещи с двух совершенно разных позиций. Как только положение человека меняется, его взгляды так видоизменяются, что более не напоминают те взгляды, которые он поддерживал в прошлом, и не имеют ничего общего с ними; похоже, все приобретает новое значение для него.

Это — очевидная реальность, каждый сталкивался с такими моментами изменений во время взлетов и падений в течение своей жизни. К тому же при создании законов, законодатели обычно принимают во внимание желание большинства, а не истину, даже если эти желания бесполезны, и более того, вредят человеку и обществу.

Обращая внимание на несовершенство различных мировоззрений, противостоящих прогрессу и áëàãополучию человечества, Руссо совершенно справедливо отмечает:

"Для того чтобы найти наилучшие законы, совершенные для всех народов, необходим исключительно выдающийся разум, который имел бы представление обо всех человеческих слабостях, и не подвергался бы им сам; который не был бы связан с природой, но знал бы ее досконально; и счастье которого никоим образом не зависело бы от нас, а напротив, желал бы помочь нам достичь вершин счастья."

А. Карель отмечает: " Все различные системы государственности, созданные на основании идей и понятий теоретиков, ничто иное, как воздушные замки. Несостоятельны оба типа индивида, пытающиеся изменить систему, как во время Французской Революции, так и строящие общество будущего, согласно учению Маркса и Ленина. Не следует забывать, что законы, управляющие взаимоотношениями людей, еще не открыты. И психология, и экономика, несовершенные науки, скорее даже псевдонауки. Отсюда следует, что окружение, созданное нами, не имеет никакой ценности для нас, так как создано случайным образом, без соответствующих знаний природы человека или соответствующего внимания к его природе".

Законодательная власть, таким образом, может принадлежать только Богу, Всеведающему и Всезнающему. Он ведает все о человеке и его отношениях с миром и другими существами; Он всеведущ и всезнающий о происходящем с человеком и с миром; Он точно знает обстоятельства, которым подчиняется человек, и пределы его совершенства; Он вознесен над всем сущим, вознаграждая и наказывая. Коран гласит: "Разве же не знает тот, кто сотворил, а Он - проникающий, сведущий?" (67:14).